Ориентир нашей молодости.
Воронежская область

Как понять молодежную политику?

В 2024 году специалисты провели социологическое исследование и опросили более 6 тысяч человек, чтобы выявить проблемы и потребности в сфере развития молодежной политики на территории Воронежской области!

Положение молодежи в современном обществе сигнализирует о ее социально-экономическом, социально-демографическом, социально-культурном неблагополучии. Как следствие, российский молодежный социум нуждается в активном государственном соучастии по широкому спектру вопросов, касающихся социально значимых сфер жизнедеятельности юношей и девушек: профессионального образования, труда, карьеры, материального обеспечения, семьи и досуга. При этом содержание государственной политики не должно сводиться только к компенсаторным механизмам (социальной защите, помощи, поддержке), когда «молодежь воспринимается как проблема, а ресурсы, выделяемые на молодежную политику, — как потери, которые необходимо минимизировать, т. е. направлять только в том случае, когда проблема начинает видимым образом влиять на социальное самочувствие общества». Наиболее перспективным видится формирование государственной молодежной политики как системы государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи.

 

Развитие государственной молодежной политики в РФ проходит в единстве двух составляющих: федеральной и региональной. Объективная слабость федеральной составляющей определяет необходимость построения действенных моделей ее реализации на региональном уровне, в рамках которых осуществляется процесс управления социальным развитием молодежи, для «изменения социального положения (статуса), мотивационной сферы сознания (потребностей, интересов, ценностей) и интеграционного поведения молодежи в различных сферах общественного производства (в материальном производстве, в сферах распределения, обмена и потребления, в духовном производстве)», а также складывается целевая ориентация субъекта Федерации на решение конкретных проблем молодежного сообщества с учетом специфических особенностей молодежной среды, условий и возможностей социального, экономического, культурного развития региона.

 

Формирование регионального компонента происходит опережающими темпами, так как органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации поставлены перед необходимостью решать молодежные проблемы, которые в постсоветском пространстве не только не утратили, а приобрели более острый характер. К ним относятся качество образования и профессиональной подготовки; трудоустройство выпускников учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования; конкурентность на рынке труда; обеспечение жильем; поддержка функционирования молодых семей; профилактика деструкций в молодежной среде и формирование здорового образа жизни; преодоление трудных жизненных ситуаций; социальная адаптация и интеграция молодежи с «особым статусом» (безработная и малообеспеченная молодежь, выпускники интернатных учреждений, молодые люди с инвалидностью и др.), а также юношей и девушек «группы риска» (склонные к зависимому поведению, отбывали наказание и т. д.).

 

Целью социологического исследования является изучение проблем потребностей в сфере развития молодежной политики на территории Воронежской области.

По итогам проведенного социологического исследования были сделаны выводы:

 

Первый блок исследования был связан с имеющимися у респондентов проблемами. Особенно молодежь интересует и беспокоит проблема востребованности их после получения профессионального образования или потери работы на рынке труда в Воронежской области. Факторами, снижающими показатели трудоустройства молодёжи, выступают не высокая территориальная и образовательная мобильность представителей молодого поколения, дискриминация молодых людей со стороны старшего поколения, не востребованность молодежи на рынке труда. Частично решить проблему занятости молодёжи могут выстраивание областных государственных ведомств, отвечающих за работу с молодежью, с предприятиями региона, инициативно создаваемые курсы для молодежи (молодежные предприятия), главной целью создания которых является воспитание духа предпринимательства у молодых людей, развитие их предпринимательских способностей. Областные программы занятости должны предусматривать практическую помощь молодым людям в открытии и ведению собственного дела, искусству предпринимательства.

 

Согласно исследования можно сделать вывод о том, что молодёжи региона сегодня сложнее реализовать себя, чем молодым людям конца 1980-х – 1990-х годов, что является также серьезной проблемой. При этом, большинство юношей и девушек стремится к успеху, но государственные ведомства еще не в полной мере занимаются проблемами занятости и профессиональной самореализации молодёжи. Из проведенного исследования также видно, что опрошенные респонденты чаще считают, что больше внимания надо уделять проблемам молодёжи, нежели людям среднего и старшего поколений. Вследствие этого, важным направлением в работе государственных и негосударственных ведомств (учреждений) по работе с молодежью может стать система коммуникаций с различными отраслевыми предприятиями по задействованию студенческой молодежи ВУЗов и ССУЗов в организации полноценных производственных практик.

 

Среди иных проблем молодые люди сходятся во мнении, что показателями успешной трудовой деятельности, во-первых, являются высокий доход (66,89%) и моральное удовлетворение от работы (60,23%), во-вторых, не маловажное значение имеют возможность приносить пользу обществу (31,11%) и достижение высокого уровня профессионального мастерства (32,01%). Такие факторы, как всеобщее признание (12,90%), высокий пост (15,49%), престижность организации (18,53%) и работа по профессии (17,00%) стоят на третьем месте. Таким образом, государственные и негосударственные институты, работающие в русле социализации молодежи, должны выстроить определенную иерархию ценностей молодых людей для более полного учета интересов молодежи.

 

Среди других проблем молодёжи, на которые обращают внимание респонденты, имеется акцент на психологических барьерах: низкая мобильность, нехватка производственного опыта, зависимость молодого поколения от родителей и своего окружения, высокая конкуренция среди молодежи за статусные и высокооплачиваемые рабочие места, отсутствие связей и знакомств, отсутствия навыков делового общения. Еще одна проблема состоит в том, что после получения профессионального образования молодежь сталкивается с проблемой трудоустройства по своей специальности (22,52%). Профессию, которую они получили, или не востребована трудовыми коллективами, или требуются работники по данной специальности, но с определенным опытом работы, которого у молодежи еще нет.

 

В качестве факторов, которые обуславливают проблемы молодёжной среды, опрошенные отмечали проблему своего окружения, которая серьезно «отравляет» жизнь. Так опрошенные респонденты считают, что их близкие люди злоупотребляют алкоголем (24,95%) и табакокурением (28,62%), зависимы от социальных сетей (26,28%), являются наркозависимыми (19,01%), находятся в состоянии морально-нравственного кризиса (18,34%), наплевательски относятся к своему здоровью (16,57%), участвуют в массовых драках (12,84%), безучастны к политическим и экономическим процессам Воронежской области (8,75%). Как реакция на выявленные проблемы может стать проводимый привлеченными ВУЗами и ССУЗами группы специалистов, которые могли бы проводить мониторинг ситуации в окружении молодых юношей и девушек, оказывать помощь советами.

Второй блок исследования – спектр потребностей опрошенных респондентов. Если иметь в виду, что социокультурные потребности это синтез социальных и культурных потребностей, то важно выделить следующие аспекты в проведенном исследовании. Во-первых, это объективные материальные нужны молодежи, необходимые для определенных условий, которые обеспечивают их жизнь и развитие. Во-вторых, это свойства молодой личности, которые определяют ее отношения к общественной и будущей профессиональной деятельности. В-третьих, это состояние психики молодых людей, которые отражают нужду в самореализации, других факторах, необходимых для оптимального функционирования молодой личности.

 

Вследствие этого, опрошенные респонденты указывают на социальные потребности как потребности в общении, социальном обслуживании, в самореализации, в успехе, в свободе, в дружбе, в любви, в создании семьи, в одобрении окружающих или стремление к власти. Респонденты полагают, что самыми важными факторами, влияющими на достижение успеха в жизни, является настойчивость, трудолюбие и уверенность и силу характера. Отрадно, что 26,26% молодых людей считают образование необходимым, что говорит о высоком уровне просвещенности населения и похвальной тяге к повышению образовательного уровня государства. Способность к целеполаганию выделяют 19,73% опрошенных респондентов, воплощение значимых замыслов 15,27%, управление жизненными процессами 10,36%, удачу или случайность 14,21%.  В этой связи полагаем, что в ВУЗах и ССУЗах необходимо продолжение воспитательной работы (как на занятиях, так и во внеучебное время) по формированию у молодых людей уверенности в своих силах в достижении поставленных целей.

 

Жизненные ценности также очень важны с точки зрения потребностей, потому что они формируют отношение молодежи к окружающему миру, ее поведение, ее решения. Так, например, больше половины респондентов выделили любовь (62,79%) как ключевую базовую жизненную ценность, на втором месте оказалась дружба (36,62%), в третьем – успешность (30,46%) что говорит об этих ценностях как о самых крепких и важных для нашего молодого населения. Такие качества как толерантность (0,37%), надежда (9,73%) и прощение (11,88%) не представляются важными для молодого населения. Важным итогом опроса стало информация о важности семьи для молодых людей. При этом, более 70 процентов опрошенных респондентов ставят знак равенства между «семьей» и «любовью». Это факт можно интерпретировать, как позитивный итог интеграции ценностей традиционной семьи в работе государственных и негосударственных институтов. НЕ менее важным элементов опроса стала и оценка важности патриотизма в молодежной среде.

 

Что касается культурных потребностей, то они выражаются в стремлении к образованию, освоению художественных ценностей, к духовному развитию. Доминирующим в культурной жизни молодёжи Воронежской области становится активно-личностный тип поведения, основанный на осознанном выборе стратегий жизнедеятельности. Поэтому в рамках целенаправленного регулирования культурной жизни молодёжи важно обеспечить, во-первых, оптимальное сочетание самоценного и рационального отношения к культуре в её среде, а во-вторых – связь ценностного отношения к культуре с изменяющимися жизненными ориентациями молодых людей. Так на вопрос о достопримечательностях Воронежской области мы получили следующие ответы: наиболее узнаваемым оказался музей-заповедник «Дивногорье», на втором месте Корабль-музей Гото Предестинация, на третьем ИКЦ «Дворцовый комплекс Ольденбургских», далее упоминается Воронежский государственный природный биосферный заповедник имени В.М. Пескова и Острогожский историко-художественный музей им. И.Н. Крамского, Хреновской конный завод и др.

Третий блок исследования – выработка алгоритма действий государственных ведомств и негосударственных структур Воронежской области, работающих с молодежью. Данный алгоритм может представлять три стратегических направления.

 

Во-первых, представляется необходимым приведение в соответствии с нового федерального законодательства и нормативных актов с принятием областного молодежного законодательства, и нормативных актов правительства Воронежской области по вопросам трудовой и профессиональной деятельности подростков и молодежи, социальной защиты молодых людей (из разных категорий), системных мер по приобщению молодежи к культурным ценностям. В субъекте РФ также необходимо принятие широкого набор региональных мер поддержки молодых, в первую очередь студенческих семей с детьми.

 

Во- вторых, особое значение имеет кадровое обеспечение государственной молодежной политики (ГМП). Понимая многообразие направлений ГМП, а также то, что в системе государственного управления работа с молодежью играет одну из главных ролей по решению актуальных проблем социума и способна отвечать на глобальные угрозы и вызовы, необходима конкретизация программ в ВУЗах, осуществляющих подготовку специалистов по работе с молодежью, развитие различных узкопрофильных программы подготовки специалистов на уровнях бакалавриата и магистратуры. Не менее важно систематическое повышение квалификации специалистов сферы ГМП.

 

В-третьих, современный этап развития Воронежской области и государственной молодежной политики (ГМП) требует активизации межрегионального сотрудничества как в реализации направлений ГМП, так и в подготовке кадров. В этой сфере перспективны совместные образовательные межрегиональные программы, научные молодежные мероприятия, исследования в сфере ГМП. Не менее важно систематическое повышение квалификации специалистов сферы ГМП.

Напишите ваш вопрос
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.