Ориентир нашей молодости.
Воронежская область

Любовь, рэп и дуэли: каким получился новый фильм про Пушкина с Юрой Борисовым

Про «наше все» в искусстве говорили неоднократно — первые фильмы о Пушкине начали появляться еще в 1900-е, вместе с рождением кинематографа. От исторической драмы до вольной комедии — на вкус любого зрителя. В этом контексте дебютант Феликс Умаров представляет амбициозную попытку – не просто байопик о поэте, а байопик-мюзикл.

Экспериментальный подход заметен уже в начальных кадрах: юный Пушкин (Кай Гетц) дерзит учителю и зачитывает рэп о свободе, пока ему аккомпанируют другие лицеисты. Рэп в реалиях XIX века выглядит специфично, но своеобразная логика в этом есть — исторически он давал право голоса тем, кто стремился высказаться, и критиковал социальные и политические устои. Пушкин же — известный со школьных лет «певец свободы», и это режиссер стремится пронести через всю картину.

 

Вместе с тем цель такой музыкальной игры в фильме сформулирована проще — рэп помогает Умарову осовременить поэта и сделать его ближе к народу XXI века, сыграв на популярности жанра. К этому приему уже прибегали режиссеры Мирзоев и Коршунов в картине «Спасти Пушкина» (2017), где поэт сражался в рэп-баттле с местными хулиганами. На зрителей и критиков это тогда впечатления не произвело — фильм получил низкие оценки.

В «Пророке» музыкальные номера составляют практически такую же основу картины, как и биография Пушкина, — и музыкой сценаристы стремятся проиллюстрировать все. От праздной жизни молодого поэта (теперь в исполнении Юры Борисова) и его кутежа с Пущиным (Илья Виногорский) и Данзасом (Роман Васильев) под The Hatters до личных переживаний и душевных метаний героя. Парадоксально, но большинство текстов не связаны напрямую с творчеством поэта — скорее они представляют вольное восприятие его образа. Пушкин на экране получается такой же — фильм старается приземлить его фактурой, но все же он остается лишь переосмыслением его личности.

 

Интересно, что примерно такую же идею обыгрывал Михаил Локшин в «Мастере и Маргарите» (2024) — образ Мастера был собран по крупицам из одноименной книги, булгаковских мыслей и биографии самого автора. Однако Локшин не претендовал на достоверность и пересказ биографии писателя — в его случае это было вольным переосмыслением самого творчества.

 

В «Пророке» же стихам поэта уделяется не так много времени — пару раз Пушкин зачитывает свои строки, единожды попадает в поток сознания среди собственных художественных образов, сгенерированных в картине нейросетью. Умаров выбирает более классическую схему повествования — говорит о поэте через его биографию: от ранних лицейских лет до роковой дуэли с Дантесом. Уложить всю человеческую жизнь в двухчасовой метр невозможно, но кино, кажется, не преследует такой цели. Оно крупными мазками проходится по самым драматичным эпизодам жизни поэта — светские знакомства, ссыльное творчество, общение с императором, встреча с Натальей Гончаровой, семейная жизнь, ревность, дуэль. В идеале они и должны формировать конфликт — именно на этих событиях выстраиваются убеждения и сама личность Пушкина.

 

Сама идея показать поэта не как культурный памятник, а как живого человека — мятущегося, бунтующего, любящего, ревнующего — любопытна и имеет большой потенциал. Юра Борисов в роли Пушкина вполне искренен и убедителен — он харизматичен, сумасброден и совершает импульсивные поступки, которые его и губят. Более полного погружения в образ сценарий, однако, не предполагает. Кино превращается в большой видеоклип — яркий, эмоциональный, но недостаточно глубокий, хотя потенциально способный пробудить интерес если не к творчеству, то к личности поэта. Визуально фильм вбирает в себя черты ретро-мюзиклов прошлых лет: от безудержных вечеринок в духе «Великого Гэтсби» до музыкальных номеров в стилистике легендарного «Ла-Ла Ленда».

Интересно, что при этом фокус остается все же на Пушкине, в то время как другие герои служат скорее фоном. От схематично нарисованных ссыльных друзей, несколько легкомысленной Гончаровой до фрагментарно изображенного императора — кино стремится высказаться и на тему свободы творчества и ограничений системы, но делает это очень аккуратно.

 

«Пророк» остается амбициозным, эмоциональным и ярким проектом, который рассматривать как серьезную биографию поэта трудно, но своей цели он добивается — о Пушкине теперь говорят везде. А уж представление в его роли новой молодой звезды кинематографа в виде Борисова только закрепляет этот эффект.

Напишите ваш вопрос
Thank you! Your submission has been received!
Oops! Something went wrong while submitting the form.